Воскресенье, 19.05.2024, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS

ЗВЕЗДОПАД

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе "я - учитель"

Я – учитель

«Где хороший учитель,

там и хорошо воспитанные ученики»

Д. Лихачёв

На мой выбор профессии повлияла моя первая учительница. До сих пор помню эту молодую, энергичную женщину. Как она с нами справлялась? Нас у неё было 37 человек. Я не помню, чтобы она хоть раз повысила на нас голос, кого-то ругала или, хуже того, оскорбила. Добрая и, в то же время, строгая, справедливая во всём. А ведь ей было всего 26 лет, и мы были её вторым набором. До сих пор она для меня идеал педагога. Поступая в педагогический, я не сомневалась, что смогу стать таким же мудрым педагогом. С каждым годом всё чаще и чаще задаю себе вопросы: «Удаётся ли мне это? Будут ли обо мне мои выпускники спустя годы вспоминать с той же теплотой? И вообще, в чём моя главная задача? Может быть, чтобы все дети, с которыми я работала, имели твёрдые знания и поступили в ВУЗы?»

Несколько лет назад, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, от одной учительницы, которая была уже в то время на хорошем счету (она давала прекрасные знания детям), я услышала такие слова: «В каждом классе есть изгои!». Эта фраза повергла меня в шок. Она говорила об этом так, словно это вполне нормальное явление, как снег зимой.

В последние годы время от времени в различных СМИ появляются сообщения о том, что группа подростков избивают своего одноклассника, снимают это действо на телефон и выкладывают в Интернет. Учителя ужасаются: «Откуда в них столько жестокости?!!» Я думаю, именно учитель виноват в том, что вчерашние добрые ангелочки-первоклассники превращаются в зверей. Кто такой «изгой»? Это человек, отвергнутый обществом. Как «формируется» изгой в школьной среде?

Действительно, в каждом классе есть дети, которые хуже других отвечают на уроках, выполняют домашние задания. Если учитель ежедневно при всём классе указывает такому ребёнку на его недостатки, то у остальных детей формируется мнение: «Он – плохой». А когда они становятся подростками, когда им надо куда-то девать свою появившуюся силу, в полной мере выплёскивают на такого ребёнка все накопившиеся за 5 – 6 лет отрицательные эмоции. В таких классах страдает не только изгой. Страдают все дети в этих классах. Остальные становятся моральными уродами. Как ещё назвать людей, которые не чувствуют чужой боли, более того, получают наслаждение, в тот момент, когда наблюдают или сами причиняют другим боль?

Родители с огромным волнением ведут в первый раз в первый класс своих малышей. Им, конечно, очень важно, как будет учиться их любимый ребёнок. Но намного важнее для каждой матери, для каждого отца, чтобы ребёнку было комфортно в школе, чтобы никто не издевался над ним, никто не причинял страданий -  ни телесных, ни душевных.

Учитель. Слово произошло от «учить». Так может, действительно задача учителя только в том и состоит, чтобы передать знания, накопившиеся за годы развития общества?

Приведу здесь часть письма одного директора школы, пережившего Холокост – Джейкоба Броновски, "Письмо, написанное жертвой Холокоста для педагогов". Он посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:

"Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

Как УЧЕНЫЕ инженеры – СТРОЯТ газовые камеры;

Как квалифицированные врачи – ОТРАВЛЯЮТ детей;

Как обученные медсёстры – УБИВАЮТ младенцев;

Как ХОРОШО ОБРАЗОВАННЫЕ выпускники ВЫСШИХ учебных заведений – РАССТРЕЛИВАЮТ и сжигают детей и женщин…

… ВОСПИТЫВАЙТЕ в детях – ДОБРЫЕ привычки, которые ПОМОГУТ им вырасти – хорошими людьми, а плохими они могут вырасти – сами по себе, без всякого воспитания.

Хорошо воспитанные люди – это СОЗИДАТЕЛИ – они несут ДОБРО обществу и государству.

Дурно-воспитанные, хоть и хорошо образованные люди – это РАЗРУШИТЕЛИ, они ПРИЧИНЯЮТ большое зло – обществу и государству".

 

Как же учителю надо организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы избежать педагогических ошибок? Для меня на первом месте стоит вопрос: «Всем ли детям хорошо и комфортно в классе?» Если я замечаю в своём классе ребёнка, который гипотетически может стать отвергнутым обществом, сразу же начинаю поднимать его авторитет в глазах остальных ребят. Я всегда найду, за что похвалить каждого ученика. Даже если в его тетради всего только одна красивая буква за весь урок, обязательно скажу, что он очень старался, и уже у него стало получаться, особенно вот эта буква. Сколько чудесных превращений случается после таких фраз. За красивой буквой появляется красивое слово, за словом - целый текст. Таким детям, возможно, дома не хватает тепла и ласки. Значит, вместо того, чтобы высмеивать его недостатки на весь класс, надо поддержать его, приобнять, погладить по головке, чаще хвалить. Сократ сказал: «В каждом человеке – Солнце, так дайте ж ему светить…».

На моих глазах день ото дня все дети в классе становятся более уверенными, открытыми. Их ответы - лучше и лучше. Большинство детей хотят говорить на уроке, отстаивать свою точку зрения. Что же мы, учителя, делаем? Мы говорим: «Сначала подними руку, а если ты кричишь без руки, я вообще тебя спрашивать не буду!» Мне такая позиция не подходит. Я больше люблю, когда дети свободно вступают в диалог с учителем. Тогда я вижу, что практически все дети в работе. Да, иногда ребята могут устроить шум. Но меня этот шум даже радует. Ведь именно в споре рождается истина. Деятельностный подход в обучении, как мне кажется, не может быть реализован в классах, где дети сидят «тихо». Я люблю провоцировать детей. Иногда могу сказать: «Так, это нам известно, а это нам неизвестно. Значит, задача не имеет решения». Как они начинают мне доказывать, что оказывается можно решить эту задачу! Считаю такой приём очень действенным. В классе нет ни одного скучающего лица. К тому же зачастую они предложат мне целых два или три способа решения данной задачи.

На мой взгляд, с приходом ФГОС появилось как никогда огромное количество таких технологий и методик, что просто не может быть, чтобы урок был скучным и неинтересным. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать», - так сказал великий Л.Н. Толстой. Я думаю, каждый из детей в 6 – 7 – летнем возрасте необыкновенно талантлив, креативен, обладает удивительной фантазией. А мы, учителя, долгие годы делали всё, чтобы «выбить из него эту дурь», чтобы он стал таким же, как все. Это очень страшно. Такое впечатление, что мы делали роботов на своих уроках. «Молчи! Поднимай руку! Делай как все!», - только и слышали наши дети на уроках. С первого класса я приучаю детей к любому заданию подходить творчески, проявлять свою индивидуальность. Даже если мы делаем одинаковые поделки на технологии, я обращаю внимание на то, что работу лучше украсить так, чтобы она отличалась от всех остальных.

На моих уроках всегда царит атмосфера творчества. И тишина на уроке для меня не главное. Разве может быть в классе тишина, когда дети работают в парах, в группах? Или когда применяются игровые технологии? Работа в паре, групповая форма, игры на уроках в наибольшей степени способствуют развитию у школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, коммуникативные навыки, ответственность за всех, умение принимать решения. Мне кажется, это особенно важно. Ведь зачастую наши дети настолько опекаемы дома и в школе, что если возникает ситуация, в которой приходится принимать решение, то они испытывают стресс.

Подготовка к каждому уроку занимает много времени, приходится перерабатывать массу материала, искать, фантазировать. Но, как говорится, учитель до тех пор учитель, пока сам учится. Зато и результат не заставляет себя ждать. Приятно работать в коллективе, где твои коллеги с удовольствием делятся своими наработками, открытиями. Я тоже не скрываю от них те находки, которые приносят добрые всходы. Люблю посещать открытые уроки, семинары, участвовать в дискуссиях.

Люблю открывать всё новое сама и приучаю к этому детей. Например, если ученикам встретилось какое-то новое слово на уроке, и они спрашивают меня, что это слово обозначает, я направляю их на мысль, что намного интереснее будет самому узнать значение этого слова. И вместе с ребятами обсуждаю, где можно найти ответ на тот или иной заинтересовавший тебя вопрос. Ребята с первого класса уже знают, что такое «энциклопедия», как работать в Интернете, что есть специальные словари, где можно узнавать то, что тебе пока неизвестно.

Смотрю на ребят и пытаюсь предугадать их судьбу: этот станет великим математиком, эта – знаменитой актрисой, эта - только учителем, а этот будет строить мосты. Немного завидую своим ученикам. Ведь это им предстоит лететь к далёким звёздам, открывать тайны нашей планеты, создавать то, что придумали фантасты. При этом чувствую себя причастной ко всем этим изобретениям и открытиям. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние», - заметил знаменитый писатель и историк Г. Адамс.

Наверное, у каждого учителя в жизни были сомнения по поводу выбранной профессии. Но когда ждёшь с нетерпением конца каникул, когда в августе каждую ночь снится школа, когда думаешь о детях 24 часа в сутки, понимаешь – это твоё, и нет другой профессии, которая принесла бы тебе столько радости, чувства удовлетворённости, понимания важности каждого твоего слова, взгляда, жеста.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: okuneva70 (19.12.2017)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024